#ГульПосмотрел #Театр #Шелли #Франкенштейн #NationalTheatre Что-то давно я не мучал вас театром. На самом деле, черновик этого текста пролежал в отложенных записях добрый месяц. "Франкенштейн" с Камбербэтчем и Миллером. Встреча двух Шерлоков на одной сцене. Причем каждый вечер Виктор и Чудовище ролями менялись. Думаю, большинство знакомо с этой каноничной историей хотя бы в общих чертах. Молодой ученый решил создать жизнь, дерзнул заявить права на промысел божий, и это обернулось для него трагедией и смертью на краю света. Спектакль начинается в момент рождения Чудовища, и первые десять минут на сцене не произносится ни слова. Младенец размером с взрослого человека учиться ходить, пользоваться своим телом, смотреть и чувствовать. Сначала это кажется комичным, но потом понимаешь, что сам старт постановки меняет акценты, смещает фокус. В книге мы слушали рассказ умирающего Виктора Франкенштейна, а в спектакле свою историю рассказывает Чудовище. Мы видим его первые минуты жизни, видим, как его отверг создатель, как он впервые встречает людей, как он рождает ужас и отвращение в каждом, кого встретил. Лично я воспринял книгу и постановку по-разному. Книга ставила передо мной очень сложный вопрос: Кто здесь злодей, а кто жертва? Читал я её давно и насколько помню, тогда я впервые столкнулся со столь неоднозначными персонажами. Я ждал жуткого кровавого чудовища, а получил одинокое, потерянное и отвергнутое всеми существо, чье открытое и доброе сердце очерствело и стало жестоким под ударами людской ненависти и отвращения. В спектакле же я видел иной посыл. Чудовище тут стало осмысленным результатом страшного эксперимента, предостережением всякому, кто имеет смелость заглядывать за край известного. У всего есть цена, и ценою любопытства Франкенштейна стала его одиночество и смерть. В целом, спектакль показал мне иную сторону произведения, которую я пропустил. Декорации в спектакле очень динамичны, одно превращается в другое, и яркая во всех смыслах деталь - сотни самых разных лампочек, что повисли над сценой и ярко вспыхивают время от времени. Для авторов они очень важны, потому что олицетворяют само электричество - двигатель прогресса 19 и 20 веков. Да и в деле вдохновения М.Шели на написание этой повести электричество сыграло первейшую из ролей. Отметить хочется и игру актеров. Бенедикту тут дали полную свободу в кривляньях, которыми он заполняет на киноплощадке обычно моменты между дублями. Видно, что движения выверены, автор их явно долго наблюдал за детьми, чтобы передать в новорождённом Чудовище пластику и повадки младенца. Как я понял, это сделал сам режиссер, потому что он на площадке показывал эти движения обоим актерам. Спектакль мне однозначно понравился, но я традиционно предупреждаю всех "я-не-расист-но"-зрителей, что в театре расы стали условностью, потому отец Виктора и Элизабет - чернокожие. А еще отдельно любителям Диденко скажу, что тут есть низкорослые и некрасивые женщины, чтобы не случилось шока с кем. И лично от себя посоветую вариант, где Камбербэтч - Чудовище, а Миллер играет Виктора. Этот вариант мне показался более органичным.

Теги других блогов: театр Шелли Франкенштейн